Аниме в РоссииАниме в России
Обложка российского издания аниме « Тристия»
В СССР
показ кино и анимации капиталистических стран был ограничен небольшим
количеством отобранных по идеологическим критериям фильмов, поэтому
советский зритель был практически не знаком с японской анимацией.
Исключением стали фильмы: «Летающий корабль-призрак» [21], «Кот в сапогах», «Двенадцать месяцев» и созданный совместно с советскими мультипликаторами «Приключения пингвинёнка Лоло».
Первое знакомство российской аудитории с мэйнстримом аниме состоялось во время «видеобума» конца 1980-х — начала 1990-х годов, когда обладателям видеомагнитофонов стало доступно аниме (в основном фильмы, уже ставшие популярными на Западе, и хентай),
распространяемое «видеопиратами» или переписываемое в частном порядке.
Наибольшую популярность в это время приобрели показанные по телевидению «Роботек», «Макрон-1» и «Ведьма Салли».[22]
В середине 1990-х годов по телевидению демонстрируется нестандартный для аудитории проект — «Сейлор Мун: Луна в матроске».
В отличие от большинства западных стран в России он практически не
цензурируется, что увеличивает интерес публики. Поколение, начавшее свое
знакомство с аниме с «Сейлор Мун», среди отаку принято называть
«муняшками».[22] К этому же времени относится появление клубов отаку. Первым таким клубом стал клуб R.An.Ma (Российская ассоциация поклонников аниме и манги), основанный в 1996 году.[20]
К концу 1990-х годов развитие интернета и цифровых технологий,
позволяющих быстро скачивать и передавать информацию, влияет и на
популяризацию аниме.[22]
Начиная с 2000 года на российском телевидении демонстрировался известный детский аниме-сериал «Покемон».
До этого времени термин «аниме» использовался редко, произведения
обозначались просто как «японские мультфильмы». Новой волны отаку сериал
не создал из-за небольшого возраста целевой аудитории, но его показ
вызвал большой отклик в прессе.[22] В том же году в Воронеже проводится первый в России аниме-фестиваль.
В 2002 году в журнале «Страна игр»
появляется рубрика «Банзай!», самая компетентная серия статей о
японской массовой культуре на территории России, и интернет-журнал AnimeMagazine.[22]
Наконец появляются официальные распространители аниме на видеокассетах и DVD: в 2002 году была создана компания «МС Entertainment». Также лицензиями аниме занились компании «Видеосервис» и «CP Digital».[22] В 2003 и 2004 годах издается журнал «anime*magazine», печатная версия сетевого AnimeMagazine. Чуть позже появляется и второй журнал, полностью посвященные аниме и манге, — «АнимеГид».[22]
А дальше аниме-движение приобретает всё больший охват. Появляются новые издатели аниме: в 2005 году «XL Media», в 2006 — «Мега-Аниме», а в 2007 — «Reanimedia». В 2005 году начинается активная трансляция аниме на телеканалах «MTV Россия» и «Муз-ТВ». Постоянно организуются аниме-фестивали, в том числе Всероссийский фестиваль японской анимации в Воронеже, северо-западный фестиваль любителей манги и аниме «М.Ани.Фест» в Санкт-Петербурге, южно-российский фестиваль японской анимации «Танибата» в Ростове-на-Дону и Московский аниме-фестиваль.
Популярность аниме затронула и российских музыкантов: в 2003 году студия Production I.G создала аниме-видеоклип на песню Линды «Цепи и кольца»[23], а в 2005 Studio 4 °C был выпущен клип «Первый отряд» на композицию Лигалайза, группа Тату
выпустила композицию Gomenasai, один из клипов к которой был сделан в
аниме-стиле. В 2009 году вышел совместный проект японских аниматоров и
российских сценаристов — «Первый отряд», включающий в себя кроме полнометражного аниме мангу и повести.
|